Оркестр Соломона Шварца: срыв покровов
Многим любителям лёгкого джаза не раз встречались записи композиций, относительно которых было указано, что их исполняет оркестр Соломона Шварца. Неоднократно приходилось слышать и о мнении, что этот оркестр никогда не существовал в действительности, а вопрос, кем на самом деле созданы все приписываемые ему композиции, долгое время являлся одной из загадок современной музыки.
При небольшом старании можно было узнать, что все композиции, выпущенные под брендом «Соломон Шварц» стали известны широкой публике после выпущенного в начале 2000-х годов диска Solomon Schwartz «EtSon Orchestra» (1963). Поскольку запись начала 60-х никто не мог найти, а авторы современного диска не давали по этому поводу никаких объяснений, то это давало почву для разнообразных слухов. Впрочем, недавно коллекционер c Кубани Николай Пушкарский объявил о том, что у него находится фонограмма таинственной записи 1963 года. Это оказалось правдой, но вот оригинал винилового диска всё равно ещё некоторое время и оставался никем не найденным.
И вот внезапно загадка разрешилась: у Бориса Симонова получилось найти оригинальный диск с теми самыми записями джазовых обработок еврейских фольклорных песен, которые содержались и на диске начала 2000-х, и на найденной фонограмме начала 60-х. Только вот на этом диске значилось авторство совсем других исполнителей, а именно ансамбля THE TEMPLES. При этом и название этой пластинки значилось как BEI MIR TWIST DU SCH?N, и выпущена она была в 1967 году, а местом выпуска оказался Нью-Йорк. Судя по всему, солистом этого оркестра был знаменитый джазовый исполнитель, композитор и аранжировщик Джордж Сираво, который своё время принимал участие в работе многих прославленных джаз-оркестров.
А что касается оркестра Соломона Шварца, то он действительно существовал и действительно занимался современной обработкой еврейского фольклора, но при этом все их композиции были вокальными и не имели в себе элементов твиста. Сам глава оркестра родился во второй декаде двадцатого века. Его родиной была Англия: его предки перебрались туда-то ли с румынских, то ли с польских земель. Настоящее имя этого человека – Стэнли Блэк. Он был музыкальным вундеркиндом: едва ему исполнилось двенадцать, он уже выступал с симфоническим оркестром.
Скорее всего, путаница возникла из-за плохой связи между советскими ценителями джаза и заграничной джазовой индустрией. Тем не менее на сегодняшний день эта загадка разгадана.